Ремесло

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Ремесло » Таверна. » Немного о ERP-cистемах.


Немного о ERP-cистемах.

Сообщений 1 страница 6 из 6

1

Аббревиатура ERP используется для обозначения комплексных систем управления предприятием (Enterprise-Resource Planning – планирование - ресурсов предприятия). Ключевой термин ERP является Enterprise – Предприятие, и только потом – планирование ресурсов. Истинное предназначение ERP - в интеграции всех отделов и функций компании в единую компьютерную систему, которая сможет обслужить все специфичные нужды отдельных подразделений.

0

2

Можно подробнее о ERP-системах?

0

3

Что такое ERP-системы?

Выдержки из интервью Геннадия Верникова журналу «IT-менеджер» (г. Киев)

С Геннадием Верниковым, Председателем совета директоров группы компаний «Верников и Партнеры» беседовала главный редактор журнала Наталья Баландюк.

Н. Б.: В последнее время все вокруг говорять о ERP-системах. Дайте определение, что такое ERP- система с Вашей точки зрения?

Вообще говоря, ERP-система — это любая система управления ресурсами предприятия. Термин ERP — является в первую очередь маркетинговым понятием и не подразумевает соответствие стандарту или даже общей концепции. Однако чаще всего под ERP-системами подразумевают информационные системы, содержащие в себе функциональность, соответствующую концепции MRPII, и развитый инструментарий управления финансами с поддержкой множества бизнес-единиц. В свою очередь, терминология на постсоветском пространстве сложилась таким образом, что под информационными системами чаще всего подразумеваются программные решения для автоматизации управления, что в корне неверно. Информационная система управления предприятием вообще и ERP-система в частности состоит из следующих элементов:

модель управления информационными потоками на предприятии;
аппаратно-техническая база и средства коммуникаций;
СУБД, системное и обеспечивающее ПО;
набор программных продуктов, автоматизирующих управление ИП;
регламент использования и развития программных продуктов;
IT-департамент и обеспечивающие службы;
собственно пользователи программных продуктов.
Н. Б.: Каким предприятиям, на Ваш взгляд, нужны ERP-системы?

Если исходить из общепринятого понимания, ERP-системы нужны в первую очередь крупным предприятиям и холдингам со сложной структурой управления финансовыми потоками и наличием производств, в первую очередь — серийных и крупносерийных. Стандартные реализации MRPII, несмотря на заявления разработчиков, к сожалению, чаще всего не подходят для управления единичным и мелкосерийным производством. Для этих видов производств оптимально использование так называемых MES систем (Manufacturing Executive System), однако, благодаря узости сегмента рынка, подобные решения немногочисленны и весьма дороги. Бывают случаи, когда ERP-решения требуются и для небольших компаний, ведущих активный бизнес в сложной конкурентной среде.

Н.Б.: В чем достоинства и недостатки западных / отечественных программных комплексов, предназначенных для построения ERP-систем?

На мой взгляд, основным плюсом отечественных тиражируемых программных продуктов является "близость" разработчика, и, следовательно, потенциально меньшее время, требуемое для изменения тех или иных функции или форм вслед за выходом новых законодательных актов и изменением правил учета.

Главным же недостатком является тот факт, что почти все известные мне отечественные решения в свое время вышли из стен некоего предприятия, для которого они создавались в начале-середине 90-х годов прошлого века группой программистов, и уже впоследствии "обросли" функциональностью. При этом ядро создавалось в условиях дефицита бюджета, а также при отсутствии какой-либо стратегии и адекватных методик управления проектом разработки. В результате, изначально заложенная математическая модель являлась серьезным препятствием на пути развития функциональности и в большинстве случаев приводила к нестабильности продукта в целом.

Если говорить о западных программных комплексах, то в случаях таких серьезных разработчиков, таких как SAP, Oracle и ряд других, претензий к качеству реализации функциональности и стабильности работы практически нет.

Главными проблемами при внедрении крупных западных решений являются:

Отсутствие готовности предприятия к внедрению
Для того чтобы эффективно внедрить подобную систему в 90% случаев требуется серьезная реорганизация бизнес-процессов. Функциональность западных решений чаще всего формируется за счет так называемых лучших практик в тех или иных отраслях, бизнес-процессы которых обычно кардинально отличаются от бизнес-процессов, имеющих место быть на предприятии заказчика.
Некачественное управление проектом внедрения
Грамотное и системное управление проектом внедрения — является основной гарантией успешного внедрения. К сожалению, очень часто управление проектом осуществляется специалистами, не обладающими достаточным опытом и компетенциями.
Выявившаяся в процессе внедрения нехватка средств вследствие изначальной туманной политики ценообразования на ПО и услуги.
К сожалению, многие поставщики решений до сих пор используют политику занижения оценок затрат на внедрение ПО и совокупной стоимости владения системой, которую можно охарактеризовать выражением: "коготок увяз — птичке смерть". Подобный подход очень часто приводит к полному краху проекта. Не стоит забывать, что по оценкам META Group средняя мировая сумма затрат на внедрение ERP-системы составляет около $15 млн., а средняя стоимость одного рабочего места более — $50 000.
Н. Б.: Из чего исходят создатели программных комплексов, предназначенных для построения ERP-систем? (Какие сейчас тенденции в области разработки?)

По прежнему актуальными остаются исследования и разработки в области CRM и B2B — решений. Кроме этого, в последнее время большинство разработчиков крупных решений анонсирует облегченные программные продукты, нацеленные на сектор малого и среднего бизнеса.

Н. Б.: Из каких соображений исходить, выбирая между продуктами западных и отечественных разработчиков программных комплексов? Что нужно учитывать компании при выборе такого программного комплекса?

В первую очередь исходить следует из потребностей и возможностей. Выбор программного продукта для автоматизации бизнеса — очень ответственное решение и принимать его следует только после проведения целого ряда подготовительных мероприятий. Если у Вас крупное предприятие со сложной структурой, и Вы заинтересованы значительно повысить его эффективность и инвестиционную привлекательность, а затраты на внедрение в несколько миллионов долларов и стоимость владения системой в 3-5% от годового оборота для Вас приемлемы, то Вам следует выбирать "большой" программный комплекс западного производства.

В том случае, если масштабный охват системой бизнес-процессов не требуется, а необходимо лишь наладить учет в некоторых областях, есть смысл рассматривать рынок отечественных продуктов с целью выбора оптимального решения.

В том и в другом случае необходимо помнить, что:

выбор поставщика ПО — ответственное решение, требующее организации отдельного внутреннего проекта, включающего в себя обследование предметной области и формирование структурированных требований. Для организации такого проекта я рекомендую привлекать квалифицированных консультантов, обладающих соответствующими методиками и опытом. Внимательно относитесь к предпроектным оценкам сроков и затрат, которые декларируют представители поставщика, требуйте развернутого обоснования и аргументации;
если Вы собираетесь эффективно внедрить масштабную систему, без реинжириринга бизнес-процессов в той или иной форме Вам, скорее всего, не обойтись. В противном случае, может получиться часто встречающаяся ситуация, когда система внедрена (и Ваш поставщик отрапортовал уже в пресс-релизах об успешном внедрении), но работает на сбор невостребованных данных и не решает актуальных управленческих задач. В таких случаях затраты на внедрение и содержание системы являются необоснованными;
для управления проектами реинжиниринга и внедрения программного комплекса я рекомендую также привлекать аутсорсеров с наличием методической базы и положительного опыта в подобных проектах. Реинжиниринг, как и построение ИС являются в первую очередь проектами управления серьезными изменениями в информационной инфраструктуре менеджмента, поэтому ответственность за их исполнение должна быть возложена на экспертов в области менеджмента, а не на софтверных специалистов.
Н. Б.: Что определяет степень готовности работы предприятия с ERP ?

Старт проекта внедрения ERP-системы означает начало серьезных преобразований во всей системе управления предприятием. Поэтому степень готовности определяется так же, как и в случае с проектами реинжиниринга, а именно осознаваемые руководством:

неприемлемость текущего положения;
ожидание существенных преимуществ от внедрения;
необходимость внедрения новых технологий и инструментов управления бизнесом для удержания и повышения уровня конкурентоспособности.
Кроме этого, лица, принимающие решения, должны быть готовы к проведению жесткой и последовательной политике внедрения изменений.

Н. Б.: Какие национальные особенности внедрения ERP-систем Вы бы выделили?

Национальные особенности внедрения ERP-систем являются следствием следующих основных причин:

Фактическое отсутствие отраслевых стандартов и практик в области управления бизнес-процессами.
Результат: невозможность достаточно эффективно применять и развивать функциональность, заложенную в отраслевые решения.
Недостаточный уровень компетенций в области технологий менеджмента и IT у многих руководителей и лиц принимающих решения.
Результат: принятие неверных решений при выборе политики автоматизации и неверные оценки основных параметров проекта.
Широко распространенная политика "откатов" при реализации проектов любого масштаба.
Результат: выбор заведомо неподходящих или неоптимальных решений в области автоматизации системы управления.
Н. Б.: Что, на Ваш взгляд, влияет на стоимость ERP-системы? Хотелось бы, в первую очередь услышать о следующих показателях:

стоимость лицензий и система ценообразование в лицензионной политике;
оценка затрат на внедрение;
оценка TCO (стоимость совокупного владения системой).
Все эти показатели по определению влияют на стоимость ERP-системы. Однако, если стоимость лицензий в большинстве случаев рассчитывается без особых проблем, то последние два показателя вызывают существенные трудности при их оценке. Например, затраты на внедрение невозможно оценить без осуществления предпроектного обследования предприятия, которое в свою очередь обычно обходится недешево. Для того чтобы создать комфортабельные условия для принятия решений нашими заказчиками и иметь возможность оценить бюджет проекта до его старта, мы в группе компаний "Верников и Партнеры" приняли решение проводить все подобные обследования бесплатно. Надеемся, что в скором будущем это станет общепринятой практикой, так как другого адекватного решения для проблемы предварительной оценки бюджета проекта я не вижу. Результатом обследования, кроме проработанной постановки задачи, является план потоков работ на первую фазу проекта, который позволяет с достаточной точностью оценить и структурировать все затраты.

Стоимость совокупного владения системой (TCO) определить также непросто. Как правило, этот показатель рассчитывается на базе методики ABC (Activity Based Costing) и по оценкам META Group для крупных компаний составляет 3-5% от годового оборота.

Н. Б.: Какие события или тенденции оказали наиболее сильное влияние на Ваш бизнес в прошедшем году? (Что сбылось, что нет, каковы оценки минувшего года?)

Прошлый год в целом был позитивным для развития группы компаний "Верников и Партнеры". В первую очередь, мы существенно диверсифицировали портфель наших услуг и выработали внутренние стандарты для всех компаний, входящих в группу. В данный момент мы полностью уверены в высочайшем качестве всех выполняемых нами работ.

Из положительных тенденций хочется отметить ощутимый рост компетенций руководителей предприятий различных отраслей и высокий уровень понимания стоящих перед ними задач. Это, безусловно, говорит о том, что Россия, Украина и другие страны СНГ успешно осваивают зарубежный опыт и развивают национальные традиции управления.

Н. Б.: Какие тенденции будут определяющими на отечественном рынке ERP в этом году?

Я полагаю, что в 2005 году качественного скачка на отечественном рынке ERP-решений не произойдет. Основной тенденцией, вероятно, останется обострение конкуренции с западными разработчиками в секторе решений для среднего и малого бизнеса. И если, к примеру, программный пакет 1С по набору основных достоинств потеснить весьма затруднительно, то отечественным разработчикам решений для среднего бизнеса придется приложить значительные усилия, для того, чтобы сохранить за собой рыночную нишу.

Немаловажной тенденцией является рост компетенций лиц принимающих решения и понимания, стоящих перед ними задач, о чем я уже говорил ранее. Этот фактор существенным образом влияет на разборчивость и требовательность заказчиков, что естественным образом должно сказаться на качестве продуктов и услуг, а также на культуре формирования рынка в целом.

Н. Б.: Благодарю Вас за ответы на наши вопросы. Надеемся на активное сотрудничество с Вашей компанией.

Спасибо, Наталья.

0

4

ERP (Enterprise Resource Planning - Планирование ресурсов предприятия) – концепция планирования ресурсов предприятия, необходимых для осуществления продаж, производства, закупок и учета в процессе выполнения клиентских заказов. Концепция ERP была предложена консалтинговой компанией GartnerGroup в начале 1990-х годов.

ERP-система – это комплексная программная система эффективного планирования и управления всеми ресурсами компании. Другими словами, ERP-система – это набор тесно связанных друг с другом приложений, которые комплексно, в едином информационном пространстве, поддерживают все основные аспекты управленческой деятельности предприятий:

планирование;
управление финансами;
управление кадрами;
учет материальных ресурсов;
учет и управление в снабжении и сбыте;
оперативное управление текущей деятельностью и выполнением планов;
документооборот;
анализ результатов хозяйственной деятельности, и т.д.
В октябре 2000 года коллектив авторов GartnerGroup опубликовал отчет «ERP умерла. Да здравствует ERP II», в котором были сформулированы основные требования к ERP-системам второго поколения. Направленность ERP-систем с оптимизации управления ресурсами предприятий теперь сместилась на корпоративную систему предприятия. «Формула» ERP II такова: ERP + интегрированная система SCM (Supply Chain Management, концепция управления цепочками поставок) + CRM (Customer Relationship Management, концепция управления взаимоотношениями с клиентами). В целом же логику развития бизнес-приложений можно выразить так: «учетные системы — оперативные управленческие системы — системы поддержки стратегического управления».

Портал ERP-Tools призван объединить разработчиков ERP-систем, их Клиентов и обычных пользователей сети Интернет. Разработчики ERP-систем могут добавить свои ERP решения, статьи ERP, новости ERP и события ERP. Клиенты разработчиков могут высказать свое мнение о сотрудничестве с ними. А любой пользователь может найти для себя много полезной информации и приятно провести время на нашем форуме ERP.

0

5

Самое трудное – построить единую систему, которая обслужит все запросы сотрудников финансового отдела, и, в то же время, угодит и отделу кадров, и складу, и другим подразделениям. Каждый из этих отделов обычно имеет собственную компьютерную систему, оптимизированную под свои особенности работы. ERP комбинирует их все в рамках одной интегрированной программы, которая работает с единой базой данных, так, что все департаменты могут легче обмениваться информацией и общаться друг с другом. Такой интегрированный подход обещает обернуться очень большой отдачей, если компании смогут корректно установить систему.
Возьмем, к примеру, обработку заказа. Обычно, когда клиент делает заказ, тот начинает долгое путешествие из одной папки для бумаг в другую. При этом информация по заказу попутно «вбивается» то в одну компьютерную систему, то в другую. Это неспешное путешествие ведёт к запаздыванию исполнения заказов и их потере, а также является причиной ошибок при многократном вводе информации в разные системы. Между тем, в нужный момент никто в компании по-настоящему не может сказать, каково реальное состояние заказа, потому что сотрудник фронт - офиса не может заглянуть в компьютеры склада и сказать, отгружен уже товар или нет. И разъяренный заказчик слышит только: «Позвоните, пожалуйста, на склад!»

0

6

ERP заменяет старые разрозненные компьютерные системы по финансам, управлению персоналом, контролю над производством, логистике, складу одной унифицированной системой, состоящей из программных модулей, которые повторяют функциональность старых систем. Программы, обслуживающие финансы, производство или склад теперь связаны вместе, и из одного отдела можно заглянуть в информацию другого. ERP-системы большинства поставщиков достаточно гибки и легко настраиваемы, их можно устанавливать модулями, не приобретая сразу весь пакет. Например, многие компании приобретают сначала только финансовые или HR модули, оставляя на будущее автоматизацию других функций.
ERP-система автоматизирует процедуры, образующие бизнес-процессы. Например, выполнение заказа клиента: принятие заказа, его размещение, отгрузка со склада, доставка, выставление счёта, получение оплаты. ERP-система «подхватывает» заказ клиента и служит своего рода дорожной картой, по которой автоматизируются различные шаги на пути исполнения заказа. Когда представитель фронтофиса вводит заказ клиента в ERP-систему, у него есть доступ ко всей информации, необходимой для того, чтобы запустить заказ на выполнение. Например, он тут же получает доступ к кредитному рейтингу клиента и истории его заказов из финансового модуля, узнает о наличии товара из складского модуля и о графике отгрузки товаров из модуля логистики.
Сотрудники, работающие в разных подразделениях, видят одну информацию и могут обновлять её в своей части. Когда один департамент заканчивает работу над заказом, заказ автоматически переадресовывается в другой департамент внутри самой системы. Чтобы узнать, где находился заказ в любой момент времени, необходимо только войти в систему и отследить прохождение заказа. Поскольку весь процесс теперь прозрачен, то заказы клиентов выполняются быстрее и с меньшим числом ошибок, чем раньше. То же самое происходит с другими важными процессами, например, созданием финансовых отчетов, начислением зарплаты и т.д.

0


Вы здесь » Ремесло » Таверна. » Немного о ERP-cистемах.


Создать форум